Справка веб-мастера     Справочник web-мастера и программиста
  PHP       Интернет       Беб-дизайн       Безопасность       Javascript     Информеры     Game      
          Игра шарики



Единицы измерения

В языке HTML существует два способа задать линейные размеры элемента: проценты и пиксели. В CSS единиц длины больше.

Реальные Типографские Относительные
in - Дюймы pt - Пункты (типограф.) px - Пикселы
cm - Сантиметры pc - Пика em - Вычисляется относительно размера шрифта элемента
mm - Миллиметры ex - Высота строчной буквы "x" в шрифте % - Проценты

Единицы измерения можно разделить на три группы.

Первая группа - это величины, которые используются для измерения длин реальных предметов. К ним относятся:

  • in - дюймы;
  • cm - сантиметры;
  • mm - миллиметры.

Вторая группа - величины, пришедшие в CSS из типографии. То есть они используются для установки размеров шрифта, межстрочных интервалов и других типографских величин. Используются в полиграфии. К ним относятся:

  • pt - типографский пункт;
  • pc - пика;
  • ex - высота строчной буквы "x" в шрифте.

Третья группа - величины, которые являются относительными, то есть реальный размер элемента вычисляется относительно какой-либо иной величины. К ним относятся:

  • em - вычисляется относительно размера шрифта элемента;
  • px - пиксель. Вычисляется относительно устройства отображения;
  • % - процент. Процентные соотношения вычисляются относительно размеров элемента-предка.

Реальные единицы измерения

Реальные единицы измерения хорошо работают в физическом мире, но для использования на экране монитора они мало пригодны, так как мониторы имеют различные физические параметры. К ним относятся:

  • размер монитора по диагонали (изменяется от 14 дюймов до 21 дюйма)
  • разрешение монитора (варьируется от 640х480 до 1280х1024)

На различных платформах могут быть различные экранные разрешения. Так, например, на платформе Macintosh разрешение 72 пикселя на дюйм, на платформе Windows - 96 пикселей на дюйм.

Изображение на экране монитора строится на основе пикселей. Пиксель является минимальной единицей измерения, то есть не бывает величины 0.5 пикселя.

Чтобы отобразить на экране два дюйма, операционная система переводит реальную величину в пиксели. Вступают в расчет все вышеперечисленные факторы: физические размеры монитора, разрешение монитора, экранное разрешение.

Исходя из всего этого, можно сделать простой вывод: использование в CSS реальных единиц измерения крайне ограничено. Использовать реальные единицы измерения можно только в том случае, когда известны параметры устройства вывода. Таким устройством может быть принтер, потому что для него известны геометрические размеры страницы и разрешение (например, 300 точек на дюйм и страница формата А4). Нет большого смысла использовать реальные единицы для печати.

Типографские единицы

Типографские единицы измерения для дизайнера даже привычнее, чем реальные единицы, потому что они сталкиваются с ними повсеместно, в любом графическом пакете размер шрифта задается с помощью пунктов (pt). Пункты (pt) и пики (pc) ничем не отличаются от реальных единиц измерения. Это становится понятно, если вспомнить, что такое пункт. Один пункт равен 1/72 дюйма, а пика равна 12 пунктам, то есть 1/6 дюйма. Таким образом, на использование данных типографских величин накладывается абсолютно такое же ограничение, как и на использование реальных величин. Поэтому использовать пункты и пики надо только в той таблице стилей, которая предназначается для вывода страницы на печать.

Для принтера действительно лучше использовать типографские единицы, потому что они для него являются родными.

Кроме пунктов и пик есть еще одна типографская единица - ex, которая соответствует высоте строчной букве "x". В отличие от всех предыдущих единиц, эта единица является относительной. Относительные единицы незаменимы в резиновой верстке, когда главным является сохранение пропорций. Что касается высоты буквы "x", то она может значительно варьироваться от шрифта к шрифту.

У большинства шрифтов высоты буквы "x" равна половине высоты шрифта, однако у некоторых декоративных шрифтов может составлять всего одну треть от высоты шрифта.

Для чего можно использовать единицу измерения, которая базируется на высоте буквы "x"? Область применения данной единицы достаточно узка. Ее предпочтительно использовать для выравнивания по вертикали, чтобы точно выровнять какой-либо блок по линии текста. Можно делать рамки, отступы и поля шириной по высоте текста.







  Copyright © King-dom.ru, 2008-2013       Разработка сайта SoftHolm.com